В очередной раз о том, что такое цифровая трансформацияАвтоматизация, цифровизация, цифровая трансформация… Терминов много, и каждый день разработчики, интеграторы и заказчики прикладных программных решений используют их, зачастую как синонимы. Хотя между ними есть важные различия. Начнем с определений:
Автоматизация (в трактовке ГОСТ 34) — это внедрение на предприятии автоматизированной системы (АС), как для отдельного процесса, так и охватывающей всю деятельность предприятия. Например, проектирование, технологическая подготовка, диспетчеризация в рамках отдельного цеха – это все объекты автоматизации.
Цифровизация — это автоматизация без пересмотра самих процессов. Все действия, которые выполнялись вручную или на бумаге, просто переносятся в цифровую среду. На первых этапах предприятия внедряли САПР, офисные пакеты, электронную почту. Это ускоряло выполнение задач, но конструктор продолжал работать индивидуально, только теперь в 2D, а документация всё так же выпускалась на бумаге. Электронные архивы и сетевые папки лишь заменили бумажные, не изменив логику взаимодействия.
Цифровая трансформация (ЦТ) — это автоматизация с переосмыслением и изменением процессов. Одни действия автоматизируются полностью и больше не требуют участия человека, другие — упрощаются, перестраиваются и оптимизируются. Трансформация, в отличии от цифровизации охватывает процессы, а не только отдельные операции.
Задачи автоматизации могут решаться как в рамках цифровизации предприятия, так и его цифровой трансформации. Но цифровизация — это обязательный этап на пути к трансформации. А сама цифровая трансформация проходит в несколько стадий и завершается комплексной перестройкой всей деятельности предприятия с интеграцией процессов и данных.
Цифровая трансформация включает:
- Трансформацию рабочих мест. Появление 3D моделирования (CAD) кардинально изменило работу конструктора — сам процесс разработки геометрии изделий стал другим.
- Трансформацию процессов. Интеграция CAD и системами управления инженерными данными (PDM) изменила уже не только проектирование геометрии, но и работу с составом изделий. Появились инструменты распределённой коллективной работы. Началась цифровая трансформация процессов в конструкторских подразделениях.
- Комплексную цифровую трансформация предприятия. Сегодня предприятия стремятся к сквозному процессу — от управления требованиями и проектирования до производства и послепродажного обслуживания. Это требует интеграции всех автоматизированных систем в единый информационный поток.
Структура проектов цифровой трансформацииКаждому предприятию нужна
своя цифровая трансформация — со своими целями, масштабом и глубиной интеграции процессов. Современные машиностроительные предприятия сталкиваются с постоянным усложнением продукции, необходимостью расширения номенклатуры и сокращения сроков вывода изделий на рынок.
При этом отраслевые особенности и масштаб предприятия определяют условия готовности предприятия к комплексной трансформации.
Не всем нужны сложные сценарии по управлению позаказным и продуктовым конфигурированием и их интеграция между собой (Engineering To Order, Product Configuration Management). Но практически всем требуется управлять инженерными данными хотя бы в части конструктивного состава (электронный состав изделия, engineering Bill Of Materials), управлять себестоимостью изделий, обеспечивать подготовку, планирование и диспетчеризацию производства.
Цифровая трансформация — это
не один проект, а
программа, состоящая из ряда взаимосвязанных проектов. У предприятия должна быть разработана стратегия цифровой трансформации, декомпозированная в программу конкретных проектов. Для каждого проекта должны быть четко определены:
- границы;
- входы и выходы;
- измеримые целевые результаты.
Для машиностроительного предприятия, например, типичная программа ЦТ может включать:
- Проект внедрения PLM — управление жизненным циклом изделий, конструкторская и технологическая подготовка производства;
- ERP-проект — управление ресурсами: кадры, финансы, снабжение, склады и пр.;
- MDM-проект — управление нормативно-справочной информацией;
- APS-проект — объёмно-календарное и оперативное планирование;
- MES-проект — диспетчеризация и контроль производственных процессов;
- Интеграционный проект (EBS) — построение корпоративной шины данных и обеспечение сквозной интеграции.
Дополнительно в программу могут входить проекты внедрения:
- QMS — системы управления качеством;
- SCM — управления цепочками поставок;
- BI/аналитика — поддержки управленческих решений.
Завершение одного проекта часто становится входной точкой для следующего. Например, автоматизация планирования производства невозможна без цифрового состава изделий, норм времени и пооперационных техпроцессов — всё это, как правило, часть PDM.
Такая структура требует согласованного управления проектами:
- по срокам;
- по архитектуре интеграции;
- по подготовке данных.
С чего начать проект цифровой трансформации Сегодня большинство машиностроительных предприятий уже прошли этап базовой цифровизации и трансформации отдельных процессов. В организациях работают САПР, электронные архивы, офисные пакеты, отдельные информационные системы. Но
системная цифровая трансформация по-прежнему находится на начальной стадии.
Типичная ситуация:
- внедрение ИТ-решений шло точечно, под конкретные задачи;
- общая архитектура и целевая модель цифрового предприятия не формировались;
- целевая модель информационных потоков не определялась.
Для многих предприятий сегодня становится актуальным вопрос: «
с чего начинать цифровую трансформацию?» с учетом санкционного давления, ухода многих вендоров и наличия программ государственной поддержки (грантов) по импортозамещению в критически важных отраслях.
Цифровая трансформация начинается с обследования предприятия и определения стратегии. Затем можно формировать программу внедрения автоматизированных систем. Структура программы трансформации всегда индивидуальна — универсальных шаблонов не существует.
Первый шаг. Обследование и постановка целейПервый шаг —
комплексное обследование предприятия, включающее:
- анализ текущих процессов, систем и информационных потоков;
- выявление противоречий, дублирований, ручных операций;
- оценку зрелости IT-инфраструктуры и компетенций персонала.
На основании обследования формируются модели процессов «Как есть».
Второй шаг. Формирование целевой модели и архитектуры «Как должно быть» Чтобы избежать главной ошибки: превращение программы проектов в бесконечный процесс, растягивающийся на годы без заметного результата, а также, чтобы адаптировать выбранное отечественное ПО под нужды компании и четко определить необходимые доработки, на втором шаге важно визуализировать целевое состояние системы. Второй шаг включает определение:
- модели процессов «Как должно быть» в машиночитаемых нотациях (IDEF0, Cross-Functional FlowChart, BPMN, UML activity diagram…);
- архитектуры будущей автоматизированной системы;
- реалистичных целей (по SMART);
- предварительного план-графика, последовательности внедрения;
- основных рисков и зон ответственности;
- подготовка ТЗ на доработку и внедрение автоматизированной системы.
На этом этапе проводится анализ существующих ИТ-решений — насколько они соответствуют целевым моделям и архитектуре.
Третий шаг. Доработка программных решений Основа любой автоматизированной системы – программные компоненты. Российские продукты пока не обладают необходимой полнотой функционала, и вендоры дорабатывают свои продукты нередко непосредственно в ходе внедрения АС. По сути, это отдельный проект разработки ПО, встроенный в проект внедрения. И это очень важный этап, требующий серьёзных усилий:
- разработка частного ТЗ на доработку ПО;
- реализация изменений;
- тестирование и отладка ПО.
Четвертый шаг. Разработка автоматизированной системыНа основе доработанного ПО формируется сама автоматизированной система, которая комплектуется, как минимум, следующими видами обеспечения – техническое, математическое, программное, методическое, нормативно-правовое.
Пятый шаг. Классический проект внедрения автоматизированной системыВ рамках проекта внедрения отрабатывается информационное обеспечение АС — реализуется интеграция системы с другими корпоративными приложениями и обеспечивается миграция данных. На основе разработанных методик, инструкций и программ тестирования проводится обучение и сопровождение пользователей, система проходит испытание и приемку.
Как управлять проектом цифровой трансформацииНа практике цифровую трансформацию часто воспринимают как один большой проект. Это — ключевая методологическая ошибка. Как мы уже отмечали, трансформация — это
не проект, а программа, состоящая из ряда взаимосвязанных проектов, развёрнутых во времени и зависимых друг от друга.
Попытка «упаковать» всё в один проект ведёт к системным проблемам:
- невозможно корректно определить сроки и ресурсы;
- нарушается логика выполнения задач: автоматизировать планирование невозможно без готовых конструкторские данные);
- завышаются ожидания и формируются нереалистичные цели.
Задача импортозамещения добавила к этим сложностям технологические ограничения. Это усилило традиционные проблемы проектного управления и добавило новые.
Проблема 1. Дефицит зрелых инструментов управления проектамиС уходом западных вендоров (Microsoft Project, Jira, Confluence и др.) предприятия вынуждены переходить на отечественные решения. Но их функциональность пока недостаточна: не хватает интеграции с системами управления разработкой (ALM), ведения проектной документации, управления календарями и загрузкой ресурсов.
Например, связка Atlassian Jira + Bitbucket + Confluence позволяет построить сквозной процесс — от задач управления, до кода, тестов и документации. Российские аналоги пока не обеспечивают такого уровня, а значит,
управленческая нагрузка возрастает.
Проблема 2. Сложность и многослойность командЦифровая трансформация — особенно в авиастроении и автопроме — требуют координации больших команд, в которые входят специалисты из ИТ, производства, проектирования, снабжения и т.д. Но управлять напрямую группой из 15–20 человек невозможно: по рекомендациям Scrum и PMI, предел управляемости — 7±2 человека.
Выход — выстраивать структуру управления:
- формировать рабочие подгруппы;
- выделять администрацию проекта;
- создавать проектный офис.
Без такой структуры проект неизбежно теряет управляемость, особенно при параллельной доработке ПО, миграции данных и сложной интеграции.
Проблема 3. Нехватка опытных менеджеровГрантовые проекты предъявляют повышенные требования к управлению:
- обеспечение полной регламентированной отчётности;
- ведение проектов в соответствии с контролируемыми фазами и формализованными метриками;
- управление рисками и ресурсами на уровне отдельных подгрупп.
Такая экспертиза есть у ограниченного числа менеджеров. В результате внутри проекта нередко формируется «ядро» из 1–2 опытных менеджеров, которые фактически берут на себя всю организационную нагрузку. Это ведёт к перегрузке и снижению качества управления.
Внедряя конкретную автоматизированную систему, нужно понимать ее место в общей программе цифровой трансформации. Ключевой фактор успеха — зрелость команды внедрения наличие в ее штате зрелых экспертов и опытных менеджеров – это позволит предвидеть риски и компенсирует предприятию дефицит собственных ресурсов.
ЗаключениеЦифровая трансформация необходима для выживания, сохранения конкурентоспособности и развития. Предприятие, начавшее цифровую трансформацию, вступает в режим постоянных преобразований — это не временная инициатива, а новая реальность, связанная с необходимостью обеспечения гибкости и маневренности производства на быстро меняющемся рынке.
ЦТ — это не просто автоматизация или внедрение ИТ-решений. Это системное изменение всей логики работы предприятия. И начинать её нужно:
- с оценки текущего состояния;
- формулировки целевой архитектуры;
- и — обязательно — с выбора команды, способной провести предприятие по этому сложному пути.
Опубликовано в журнале
«ТЕХСОВЕТ Премиум» №7/8 – 2025.